текcт

Лекция В.М.Лаврова к 100-летию революций 1917 года в Лектории на Воробьевых горах

К завершению 2017-го - года осмысления трагических событий 100-летней давности: «100-летие революций 1917 года: мифы и факты» - выступление доктора исторических наук В.М. Лаврова в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах



Что же за «революция» произошла в 1917 году и сколько же их было - с этих вопросов Владимир Михайлович начал свое выступление. С его точки зрения, Февральская и Октябрьская революции были двумя разными революциями, причем настолько, что Октябрьскую по отношению к Февральской первое время даже называли «контрреволюцией». Но в то же время, обе революции являлись частью единого исторического процесса: «красное колесо» покатилось именно в Феврале, а закончился этот процесс летом 1918 года, когда началась широкомасштабная Гражданская война. Что касается «формы», Владимир Михайлович отметил, что Октябрьская революция была государственным переворотом: «революция» происходила так, что всё в столице работало как обычно, но одновременно «брали Зимний». Более сложный вопрос, что представляла собой революция Февральская: большевики называли ее буржуазно-демократической, тогда как именно она привела в конечном счете к прекращению существования и буржуазного строя, и демократии. По форме, как считает докладчик, она представляла собой смуту, бунт, только не подавленный, а победивший.

По мнению Владимира Михайловича, очень важно помнить, что с 1861 года в стране происходила «революция» сверху – преобразования и реформы, осуществляемые государством несколько десятилетий подряд, вплоть до начала XX века. И, судя по всем основным показателям развития, это была успешная модернизация - начиная с того, что в этот период страна десятилетиями удерживала второе место по темпам экономического развития, а при Николае Втором вышла на первое. Буквально во всех отраслях наблюдался небывалый научно-технический прогресс, и если бы естественный ход развития не был прерван - наша страна очень быстро достигла бы потрясающих результатов. Здесь уместно вспомнить о строительстве имперской Россией своей главной железной дороги – Транссибирской магистрали, причем без рабского труда заключенных и тех невероятных жертв, которые имели место на менее масштабных железнодорожных стройках советской власти. Во время Первой мировой войны ситуация в Петрограде была значительно лучше, нежели в столицах других государств-участников войны: у нас не были введены продовольственные карточки и даже не было очередей за продуктами, тогда как в той же Германии были и карточки, и тяжелый голод, унесший сотни тысяч жизней. Наконец, что касается самой войны: показательным является то, что царские войска сражались с немцами не в Поволжье или вблизи столиц, а на очень дальних рубежах. Ни Минск, ни Рига, ни Киев сданы не были, в отличие от следующей германской войны. Россия в 1916 году действительно была на пороге великой победы, по договорам с Великобританией и Францией должна была получить Константинополь, Босфор и Дарданеллы и стала бы мощнейшей военно-политической державой мира, если бы не революции 1917 года.

События 1917 года не являлись результатом объективного и неизбежного «революционного процесса». По убеждению В.М. Лаврова, революцию откровенно провоцировали: и внутренние силы, и внешние силы, и нагнетавшая неадекватную негативистскую атмосферу пресса. Чем, как не провокацией, были такие странные события, как внезапное увольнение 36 тысяч рабочих Путиловского завода именно в день отъезда императора в Ставку в Могилев, а этому предшествовала встреча заговорщика октябриста Гучкова с руководством завода; сам отъезд императора в Могилев состоялся по странному вызову из Ставки, без объяснения причины настоятельного вызова; одновременно распространялись ложные слухи о дефиците хлеба, с подвозом которого просто случилась задержка из-за снежных заносов на железнодорожных путях. Результатом же стало то, что стоявшие в очередях за хлебом женщины и уволенные рабочие вышли на первую революционную демонстрацию 23 февраля (8 марта) – и это поучительный пример того, как крупные волнения можно спровоцировать и что для таких провокаций все необходимые технологии давно есть.

Огромную роль в сползании страны в революцию сыграл, по убеждению В.М. Лаврова, критицизм, десятилетиями подогреваемый интеллигенцией и прессой – единственным СМИ того времени. Русские журналы конца XIX - начала XX века постоянно всё критиковали, обращая внимание преимущественно на недостатки, проблемы и совершенно недооценивая позитивные процессы, крупные достижения. Цензура была такой, что всё критическое свободно издавалось, от атеистических и марксистских до феминистских произведений. Как отметил В.М. Лавров, главная беда Февраля заключалась в том, что конца всевозможным претензиям не было. Однако после Октября очень многие интеллигенты кардинально изменили свое отношение и к революции, и к дореволюционной России. В этом смысле, революция действительно началась в умах и сердцах, а не на улицах.

Конечно, одним из факторов, позволившим революции произойти и победить, было непосредственное влияние внешних сил. Важно знать, что Великобритания и Франция признали произошедший государственный переворот еще 1 марта 1917 года, до отречения законного главы государства Николая Второго. Но главным внешним фактором была, безусловно, Германия, которая, предчувствуя свое военное поражение от России, была больше всех заинтересована в том, чтобы взорвать ее изнутри. Немцы действительно выделяли большие деньги революционерам на так называемую «пропаганду мира в России» - и большевистская пресса стала выходить огромными тиражами. Ленин получал финансирование от немецких спецслужб через их агента Парвуса, организовавшего подставную фирму по торговле медицинскими товарами в Копенгагене; именно Ленин был единственным политиком, который выступал за немедленный выход России из войны и пронемецкие условия Брестского мира. Так что, как отметил В.М. Лаврова, Ленина в полной мере можно считать иностранным агентом.

Говоря об уроках, которые нужно вынести из трагического опыта революции, Владимир Михайлович отметил, что прежде всего нельзя свергать законную власть: разрушение законной власти приводит к всё более сильному сползанию в беззаконие. Это В.М. Лавров напрямую сопоставил с событиями, произошедшими в Киеве уже в феврале 2014 года: много претензий к президенту Януковичу, но как только совершился государственный переворот и законная власть свергнута – началось сползание в смуту, в гражданскую войну. Только путь реформ является цивилизованным вариантом преобразований: законным, постепенным, без жертв и крови.

Но самая глубокая причина, приводящая к подобным потрясениям, по убеждению В.М. Лаврова, – это духовный кризис. Царская власть проводила выдающиеся социально- экономические реформы, но не уследила за проблемами в духовно-нравственной сфере, за произошедшей формализацией и ослаблением православной веры - за тем стержнем, на котором всё и держится. Формализация и ослабление веры, с точки зрения докладчика, были связаны с очень быстрым развитием капитализма, массовым возникновением потребительских ценностей и идеологии потребления. Показательным проявлением духовного кризиса явился кризис традиционной семьи: в предреволюционном Петрограде большинство населения жило не в семьях; скажем, рабочие оставляли свои семьи в деревнях и жили сами по себе в столице, что очень способствовало потере нравственных ориентиров, росту проституции. Большевики дали происходящему разложению идеологическое обоснование: ведь, как прямо заявлял Ленин, никакой общечеловеческой и христианской нравственности не существует, а нравственно то, что служит социалистической революции, делу коммунизма. Но все же, по словам Владимира Михайловича, при всех духовно-нравственных проблемах предреволюционной России, Православная Церковь сохраняла большой духовный потенциал, и он в полной мере явлен в появившемся в результате большевистских гонений огромном сонме новомучеников; и именно благодаря им, с точки зрения докладчика, Россия и выжила в страшном XX веке.

Выступление Владимира Михайловича Лаврова вызвало огромный интерес и продолжительную дискуссию. В.М. Лавров подчеркнул, что для разоблачения мифов о революции 1917 года очень важно знать правду о Николая Втором, дореволюционной России и всю правду о Ленине. А для современной России самое важное - наконец-то осознать, что мы являемся наследниками не советской, а тысячелетней России. И тогда, когда произойдет это осознание, произойдет и духовное возрождение!
Из современных книг, разоблачающих мифы о революции, В.М. Лавров обратил внимание аудитории на книгу А.Н. Боханова «Николай II» в серии «ЖЗЛ» и на книги П.В. Мультатули о политике Николая Второго и его роли в Первой мировой войне.
текcт

Фильм о жертвах революции 1917 года

Показ и обсуждение фильма «Реквием», посвященный жертвам революции 1917 года, на историческом факультете МГУ:




18 декабря 2017 года в Шуваловском корпусе МГУ по инициативе Лектория храма Троицы на Воробьевых горах на историческом факультета МГУ состоялся показ фильма «Реквием», посвященного жертвам трагических событий 1917 года. Этот фильм был подготовлен к 2017 году Фондом Людвига Нобеля, при участии Императорского православного палестинского общества (ИППО) и Российской государственной библиотеки (РГБ) на основе рассекреченных архивов, касающихся трагических событий столетней давности.

Перед началом показа перед студентами и гостями исторического факультета МГУ выступила Эльвира Вячеславовна Александрова, представитель Фонда Нобеля и сотрудник Российской государственной библиотеки. Она рассказала об истории создания этого фильма, об уникальных архивных материалах, в нем использованных, а также о прошедшей в феврале 2017 года его грандиозной презентации в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, на которой присутствовали известные историки и политики, общественные и культурные деятели страны - В.Р.Мединский, С.В.Степашин, А.В.Торкунов, А.О.Чубарьян, Ю.А.Петров, граф П.П. Шереметев, князь Д.М.Шаховской и другие, которые дали этому фильму очень высокую оценку.

Во время состоявшегося после просмотра фильма его обсуждения, своими впечатлениями поделился президент исторического факультета МГУ профессор Сергей Павлович Карпов. Он поблагодарил всех причастных к созданию этого фильма и организации его показа, и отметил, что фильм сделан с огромной болью за происходящие в те страшные годы события. По его словам, об этом фильме можно дискутировать, возможно, находить какие-то изъяны, но главное, что он дает очень интересный образ того, с какой скоростью в истории все может кардинально меняться. Еще в 1913 году в России царили настроения всеобщего обожания, ликования, преданности и монархии, и государю; в 1914 году, когда началась война, был огромный патриотический порыв, и никто не мог представить, что произойдет всего через три года. По его убеждению, очень многих горьких событий в нашей истории мы могли бы избежать, если бы нам хватало чуть больше мужества противостоять злу и чуть больше сил отстаивать духовные ценности и традиции, которые были заложены в нашем Отечестве.

Настоятель храма Троицы на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков, в свою очередь, обратил внимание на то, что очень важно, чтобы то национальное примирение, о котором так много говорится на государственном уровне, не было основано на каких-то фальсификациях и лжи, но на пропущенной через себя исторической правде, что является нашим долгом перед всеми пострадавшими, перед Отечеством и перед Русской Православной Церковью, которая, действительно, претерпела страшные гонения и разрушения. Протоиерей Андрей напомнил, что страшные революционные события произошли не одномоментно, а развивались на протяжении десятилетий секуляризации и отторжения духовных основ жизни. Но главное, дореволюционному обществу удалось внушить, что оно живет в очень плохой, в очень тяжелой ситуации, тогда как на самом деле Россия была на пике своего развития. И, по его убеждению, мы должны помнить, что колесо разрушений очень легко запустить и очень тяжело остановить; должны ценить то, что имеем, и понимать, что, при всех наших проблемах и недостатках, если мы хотим что-либо изменить - прежде нужно десять раз подумать, как это сделать правильно, и делать только эволюционным путем.

Организатор Лектория на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ Елена Малер отметила, что отслеживая современную рефлексию по поводу революционных событий столетней давности, очень часто можно услышать тезис о том, что в 1917 году русский народ сделал свой выбор, выбор в пользу революции, который всем нужно принять как данность. Просмотренный же фильм концентрирует внимание на совершенно другом выборе русского народа – другой его части, о которой как о таковой отчего-то говорить не принято. Тем ни менее, все, кто пытались сопротивляться революции, защитить монархию и Церковь – были нашим народом, сделавшим иной выбор. Если бы это было не так - не было бы сопротивления революции, гражданской войны, белого движения и всего того огромного сонма новомучеников, которые в эти страшные годы явила Русская Православная Церковь. И прежде всего в этом заключается огромная важность и ценность просмотренного на историческом факультете МГУ фильма «Реквием».

Остановите окончательный развал Государственного центра русского фольклора!

печаль

Ярославский «Бристоль»

Здание арендовалось сроком на 12 лет. Для 1911 года это был настолько чрезмерно оптимистичный бизнес-план, что никто в России и представить себе не мог, кроме, может быть, только товарища Ленина. Не прошло и полсрока договора, как в гостиницу уже заселился товарищ Нахимсон, совершенно не собиравшийся платить. Кругом революционная разруха, а тут отлично меблированные номера, с электричеством, водопроводом и телефоном – в самый раз для комиссаров, их жен и возлюбленных...

текcт

Лекция В.М.Лаврова к 100-летию революций 1917 года в Лектории на Воробьевых горах

16 НОЯБРЯ, в ЧЕТВЕРГ, в 18.30 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ
выступает ЛАВРОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории РАН, по теме: «100-ЛЕТИЕ РЕВОЛЮЦИЙ 1917 ГОДА: МИФЫ и ФАКТЫ»

Леонид Севастьянов: "Вся власть — учредительному собранию!"

Осенью 2017 года вышла в свет книга Леонида Севастьянова «Параллельная история России, или Вера моих отцов», в которой показаны перипетии истории России через призму истории старообрядчества. Автор приводит наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в нашей стране, а также показывает роль старообрядцев в истории российского предпринимательства и хозяйства.


Презентация книги на телеканале Царьград

Леонид Севастьянов — выходец из потомственной старообрядческой семьи, предприниматель, меценат, общественный деятель, руководитель Благотворительного фонда Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе». Сегодня Леонид Михайлович отвечает на вопросы редакции нашего сайта.

Collapse )

В Москве открыли памятник жертвам политических репрессий

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, Президент России Владимир Путин принял участие в открытии мемориала «Стена скорби». Мемориал представляет собой барельеф с изображением человеческих фигур, которые символизируют репрессированных. На памятнике написано слово «Помни» на 22 языках. Территория вокруг мемориала вымощена камнями, которые привезли из бывших лагерей и тюрем ГУЛАГа.


Мемориал «Стена скорби»

Collapse )
ангел

30 октября: память

А вот и памятник реальному "достижению" революции, тексты и лозунги деятелей которой дали этому массовому террору все обоснования... Остается главный вопрос: как долго Москва и города России будут напичканы именами этих убийц?



30 октября прошла церемония открытия «Стены скорби» — мемориала, посвященного жертвам репрессий советской эпохи, который расположен в Москве на проспекте имени академика Сахарова. В открытии монумента принимает участие президент Российской Федерации Владимир Путин, а также патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Самое важное из выступления президента:

«в истории нашей страны, как и в любой другой немало сложных и противоречивых этапов... О них спорят, предлагают разные подходы к интерпретации тех или иных событий. Но когда речь идёт о репрессиях, о гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий… которых немало в России, чтобы понять: никаких оправданий этим преступлениям быть не может»;

«Политические репрессии стали трагедией для всего нашего народа, для всего общества. Жестоким ударом по нашему народу, по его корням, культуре, самосознанию… Последствия мы ощущаем до сих пор»;

«Наш долг — не допустить забвения. Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служит мощным предостережением от их повторения»;


Репортаж
ангел

30 октября: память

При любом разговоре о 1917-м - нужно сразу же вспоминать 1937!

Спасибо всем, чьи голоса сегодня в этом страшном месте звучали...


Голос памяти не утихает

В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября 2017 года, на Бутовском полигоне Москвы прошла традиционная акция «Голос Памяти»... Только в период «большого террора», с августа 1937 по октябрь 1938 года, здесь были расстреляны 20 762 человека – в основном жителей Москвы и Подмосковья, люди разных национальностей, вероисповеданий и политических убеждений. Около 1000 человек расстреляны здесь за исповедование православной веры. 7 епископов, около 600 священников, монахи и миряне. 332 человека из них уже прославлены в лике святых новомучеников.